Максим, Мила (doc_kino) wrote in doc_kino_club,
Максим, Мила
doc_kino
doc_kino_club

Category:

После просмотра фильмов 8 февраля

Оба фильма отображают актуальные проблемы, поэтому дискуссия была бурная.

Первый фильм «Затерянные в полях» - о семьях таджиков, которые поселились в деревне, вынужденные эмигрировать из Таджикистана. Они уже несколько лет живут в деревне Перелоги Тверской области. Из коренных жителей в деревне остались пять стариков, остальные – вернувшиеся «доживать». Деревня - давно заброшенная, колхоз развалился, поля не обрабатываются, заросли деревьями. Полуразрушенная церковь, неблагоустроенный быт. Для стариков, которые здесь живут – нелегкие условия. И в этой деревне поселяются семьи таджиков.


Екатерина, автор и режиссер фильма, рассказала, что она обратилась к этой теме не случайно. В своей московской жизни она постоянно видит таджиков, убирающих улицы, работающих в магазинах, и большое их количество вызывало неприятное чувство заселения родного города чужестранцами. Екатерина посчитала необходимым преодолеть это чувство, узнать этих людей поближе. Она подчеркивает, что решение снять о таджиках фильм – ее гражданская позиция, она хотела показать, что они хорошие люди, и не заслуживают такого отношения, которое было у нее и присутствует у многих других людей. Но, увидев и изучив жизнь в деревне, режиссер пришла к выводу, что деревня теряет свои русские корни, что она становится таджикской, потому что только в их семьях есть возможности и ресурсы для возрождения деревни. Теджики завели домашний скот, выращивают овощи, пекут хлеб (лепешки) и обеспечивают таким хлебом других жителей, поскольку магазина в деревне нет, а продуктовая лавка приезжает 1 раз в неделю.

Во время дискуссии, один из зрителей высказал мнение, что у таджиков очень сильны народные традиции и корни. И, несмотря на то, что их дети разговаривают на русском языке, они свято чтут и сохраняют свои национальные культурные обычаи. Поэтому у них сильно развита взаимопомощь и они, помогая друг другу, способны жить и развиваться в деревне.

Другой зритель уверен, и режиссер подтвердил это, что таджикам кто-то помогает из «власть имущих». Но почему никто не помогает русским старикам? Эта «брошенность» чувствуется в фильме и из-за отсутствии заботы о престарелых, их жизнь стала тяжелой, а деревни – разоряются, становятся безлюдными и неухоженными. «Так, может быть, хорошо, что в таких местах поселяются люди, способные возродить сельское хозяйство?» - оппонировали другие… Тема настолько злободневная, что мнения зрителей разделились. Режиссер подчеркнула, что она не расставляла в фильме акценты, не конкретизировала свою позицию, а стремилась возбудить интерес к проблеме существования мультикультур и показать из в реальной жизни.

Обсуждая этот фильм, один из зрителей высказал мнение, что он снят не вполне профессионально, так как камера «подвижная, и это мешает смотреть фильм». Но режиссер ответила, что снимать на «ручную» камеру, без штатива было их совместным с оператором решением.

Среди зрителей были, режиссеры, операторы, журналисты. Один из режиссеров в своем выступлении об этом фильме сказал, что фильм не только актуальный, но и вызывает сопереживание героям, поэтому и привел к такому эмоциональному обсуждению.

Свое мнение о фильме высказала и Евгения Викторовна Головня, режиссер старшего поколения, которую являлась одним из учителей и наставников Екатерины. Ее позиция отличается от позиции режиссера фильма. Евгения Викторовна считает, что проблема заселения представителями других национальностей русских земель – гораздо глубже и неоднозначней. Ее профессиональный опыт и знание жизни, а также конкретной ситуации в Тверской области приводят ее к определенным выводам. Но она не навязывает своего мнения Екатерине и относится уважительно к ее позиции.


Второй фильм, который видели зрители - о замечательном журналисте Юрии Щекочихине. Евгения Викторовна рассказала, что решила сделать фильм-портрет: максимально показать его самого, используя даже непрофессиональные архивные съемки, и воспоминания людей, его окружавших. Побудил ее к этому фильму тот факт, что, хотя прошло совсем немного лет, но молодежь ничего не знает об этом журналисте. Она собирается сделать и второй фильм о нем, который будет посвящен в том числе и обстоятельствам его смерти, так как по официальной версии он – умер, но многие из его знакомых склоняются к мнению, что его убили.


Зрителям фильм понравился, он показал личность удивительно честного человека, который не боится доказывать правду и отстаивать свою позицию. Молодые зрители что-то слышали о журналисте, но не знали, что это за человек. Им тоже было интересно посмотреть о нем фильм. Зрители высказали мнение: фильм настолько своевременный, что его необходимо показывать по всем телевизионным каналам.

Режиссер рассказала, что ей посчастливилось работать вместе с журналистом над фильмом «Лимита или четвертый сон» в 1988 году. Ей было интересно найти «среди современных студентов факультета журналистики и молодых журналистов Юру Щекочихина, но не было никого, кто бы имел такую совестливую душу, такое бескорыстие, такое желание помочь стране, как у Юры».

Евгения Викторовна Головня сказала несколько слов о том, что она и Екатерина – из кинематографической семьи, о своем деде – великом операторе, одном из основоположников операторской школы в России, работавшем и дружившем с режиссером В.И. Пудовкиным.


Tags: После просмотра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments