?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее сообщение | Следующее сообщение

Фильм "Гагаринленд" представила русский продюсер этой картины Светлана Леонидовна Кузнецова, сказав, что было задумано снимать совсем другое кино - патриотическое, о Гагарине и о его семье, его жизни. Космонавт Леонов и родные Юрия Гагарина должны были рассказать о нем, но... не сложилось. Город Гагарин, куда приехала для съемок творческая группа, поразил особенной атмосферой поклонения перед именем первого космонавта. "Создается впечатление, что в городе всего два праздника, которые празднуются широко и торжественно всеми жителями - Новый год и день рождения Юрия Гагарина", - рассказала о своем впечатлении Светлана Леонидовна. Эта несколько курьезная атмосфера и отражена в фильме, который получился совсем не по первоначальному замыслу. Светлана Леонидовна сказала, что после просмотра было бы важно услышать мнение каждого зрителя об этой картине. И фильм начался.... Он относится к чрезвычайно редкому и трудному жанру для документального кино - жанру документальной комедии. Мало режиссеров обращаются к нему, потому что довольно легко отклониться в цинизм, карикатурность, чернуху.

После просмотра фильма основной темой обсуждения стала преднамеренная позиция режиссера, который простых и милых людей, немного "чудиков", показал не совсем объективно. По мнению зрителей, фильм смотрелся с интересом, хотя и перегружен был какими-то незначительными действиями героев, ничего не прибавляющими ни к впечатлению о них, ни к раскрытию их личности. Это - общее мнение зрителей, в остальных же вопросах их можно было условно разделить на два лагеря: одним фильм понравился: был отмечен умный монтаж, интересные герои, сатира над проявлениями "еще советского" и не только советского абсурда. Другая часть зрителей была возмущена тем, что режиссер высмеивает своих героев, которые ничем не хуже других людей, они искренни и делают благое дело - сохраняют память своего звездного земляка. Было высказано мнение, что режиссер не полюбил своих героев, как, например, это делал В. Шукшин. Или же он специально так гротескно снял и показал своих героев, ориентируясь на европейское общество.
Почти каждый из зрителей высказал свое мнение о фильме. Обсуждение было бурным и в результате сформировался вопрос к режиссеру:
Был ли до конца искренен режиссер, или у него была позиция сделать фильм, что называется "на потребу западной публики"?
Фильм "Гагаринленд" - неоднозначный, поэтому он и вызвал много разных мнений. Причем, у старшего поколения отношение к фильму было намного более положительное, чем у молодежи, которая с жаром защищала героев фильма от критического взгляда режиссера и от реакции, которое фильм может произвести на зарубежного зрителя.


Владимир Козлов благодарит всех зрителей  за интересное обсуждение и отвечает на вопрос:
Я делал фильм себе в удовольствие, то есть для себя.
Небольшой французский канал не дает много денег, но дает большую свободу и никакой цензуры не существует.
А так как я носитель русской культуры и языка, то фильм  снимался не для заграницы, а для своего народа, который его может понять или не принять  вполне.
Кстати, на Западе, фильм не был понят.
Исключение, Франция, где фильм был взят на три крупных фестиваля.
Больше нигде, Артхаусный фестиваль в Батуми не в счет.

Другое дело, что он сделан несовершенно.
Есть длинноты, ему время не 86 минут, а 75,
Есть повторы.
Я объясню, что Вы смотрели черновой монтаж фильма.
Меня так прижали с датой показа по ТВ, что я не имел даже для отсмотреть, что было смонтировано, ни посоветоваться с профессионалами.
И я ничего потом переделать не смог - мне не дали.

Жаль, что я не смог пообщаться с девушкой, которая сказала, что мой фильм игровой.
В фильме есть постановочные моменты, которые не заметил ни Манский, ни Звягинцев.
Не игровые, но постановочные.
Не буду говорить какие.То есть в реальности этого нет, но могло бы быть.
Я дописал и доснял реальность как я ее чувствую.
И, разумеется,я не мало перебрал героев, чтобы найти таких - с гиперболой.
Все говорят о Шукшине, о Гоголя не вспомнили, а С.-Щедрина?
Все идет от русской литературы. 
Какие положительные герои в "Мертвых душах", разве что "Птица-тройка"?
А " История города Глупова"? А у меня есть.

А фильм многоплановый, есть и сарказм, сатира, ирония,но есть и нежность и уважение.
Чисто лирический персонаж Тамара, племянница Гагарина.Я немножко улыбаюсь,чтобы сохранить стилистику, но отношение к персонажу самое уважительное.
Не американская, внучатая.
Вот это единственный персонаж, к которому я не испытываю симпатии.
Но она мне тоже понятна.

Ниже желающие могут прослушать все обсуждение фильма:


Разговор Владимира Козлова с Отаром Иоселиани о фильме "Гагаринленд":




ЕЛЕНА СТИШОВА

Индустрия памяти

Загадка автора» отменяется. Автор фильма «Гагаринленд» Владимир Козлов, хоть и живет в Тулузе и с не­которых пор даже отваживается с трибуны говорить на языке Мольера - наш человек. Не русский фран­цуз а просто - русский. Жил в Минске, пять раз поступал во ВГИК и не поступил, уехал во Фран­цию и осел там. В тот самый момент, когда уже решил возвратиться на ро­дину, ему вдруг подфартило, он на­чал снимать. И остался. Многие за­помнили его в связи с фильмом «Рок-монолог. Юрий Морозов», по­казанном на «Артдокфесте» два года назад. Козлов дружил с Морозовым и поклонялся ему, ставя его в один ряд с «Битлз» и Бахом, так что по­вод для создания фильма прозрачно ясен.

С «Гагаринлендом», который цепляет прежде всего оригиналь­ностью авторского замысла, все не так очевидно. Инспирацией могла стать презентация проекта «Космоленд», проведенная в Канне в канун 50-летия полета Юрия Гагарина по инициативе мэрии города Гагарина. Проект представлял вице-мэр горо­да Александр Гринкевич. «Мы амбициозно рассчитываем стать миро­вым брендом», — именно так заявил земляк легендарного космонавта. Этот эпизод занял свое место в кон­це фильма «Гагаринленд», когда зри­тель уже получил детальную инфор­мацию о том, как земляки и род­ственники Юрия Гагарина хранят память о нем и как ее используют не корысти ради, а пользы для.

Миссию сохранения памяти доб­ровольно возложили на себя отдельные энтузиасты, посвятившие этому благородному делу всю жизнь в буквальном смысле слова. Режиссер тщательно портретирует этих людей, выстраивая о каждом из них отдельные сюжеты. Портреты служителей культа Гагарина — иначе не скажешь, для них он культовый герой едва ли не в религиозном смысле слова — получились многомерными и глубокими. Разумеется, не случайно. Разумеется, так задумывалось. Автор почувствовал, что имеет дело с «уходящей натурой», с уже реликтовым типом русских людей, идеалистов и романтиков, воспроизводство каковых наша природа прекратила по каким-то своим таинственным соображениям. Тамара Филатова — хранительница мемориального музея Гагарина и, похоже, единственный его экскурсовод — родная племянница космонавта (фамильное сходство — налицо), росла с ним в одном доме на правах младшей сестры. Восхищает девичья искренность этой моложавой женщины, положившей всю жизнь на алтарь памяти Гагарина. Сердце ее не оскудевает, она готова снова и снова рассказывать о пережитом шоке, когда узнала, что Юра в космосе. Космос ей представлялся враждебной человеку черной бездной, она была в трансе, пока не пришло сообщение, что Гагарин приземлился.

Другой «служитель культа» — Михаил Петрович Чекушев, местный поэт, берите выше — член Союза писателей России! Камера просто не может ото­рваться от колоритнейшего персонажа, существующего на грани самопародии (а то и за гранью), да с такой безоглядной органикой, что ему любой актер по­завидует. Он вдохновенно декламирует свои вирши на фоне монумента Гага­рина, на пленэре и в столовке, обращаясь к поварихам, которые, впрочем, никак не реагируют на пламенные пассажи поэта-гражданина. Видно, надоел, Когда-то начальник местного угро Чекушев получил черепную травму, после чего его пробило пафосным стихотворчеством. Он оплетает рифмами все, что видит глаз, полон идей и замыслов, создает проекты и — как почет­ный гражданин города — относит их в мэрию.

Третий «служитель культа Гагарина» — Анатолий Федотов, еще в 70-е годы поднявший на высоту местную самодеятельность. Он организовал театр драмы и поэзии, познавший минуты славы (по его оценке, «это было что-то бес­подобное!», а также музей первого космонавта. На свои кровные скупал альбомы и сувенирные издания, мелкую скульптуру, бюстики и бюсты Юрия Алексеевича. Окруженный образами своего кумира, держа в руках один из них, экс-режиссер разговаривает с отлитой в бронзе головой Гагарина, как могиль­щик из «Гамлета» с черепом Йорика. Он жалуется, что сын-предприниматель не понимает его, запрещает концертировать: мол, ты меня позоришь и себя срамишь. Сын готов компенсировать отцу копеечные гонорары, а творческие амбиции родителя кажутся ему стариковской придурью.

Режиссер свел до минимума работу с кинолетописью — всего-то три пла­на старой хроники. Снятый «здесь и сейчас», преимущественно ручной каме­рой плюс синхроны, иными словами — репортажно, фильм вскрывает совре­менный пласт провинциальной жизни, о которой мы не знаем, не ведаем. В го­роде функционирует детское общественное движение «Гагаринцы», построенное по лекалам пионерского. Клятва верности идеалам имеет место быть, зато гал­стуки — синие. Заезжают сюда, по советской традиции, и почетные гости высо­кого полета—в прямом и переносном. На трассе перед поворотом на город Га­гарин концертная бригада из Смоленска — девушки в расшитых жемчугом кокошниках встречают хлебом-солью дважды космонавта Алексея Леонова. Леонов чувствует себя в своей тарелке — он всех знает, со всеми давно знаком, за десятилетия стал профессионалом космических юбилеев и торжеств.

Впечатление, однако, возникает такое, что и федеральные власти понятия не имеют, что происходит на родине первого космонавта. Мемориальная инфраструктура, видимо, отдана на попечение местного бюджета. Активность и пиар обеспечиваются энтузиастами и патриотами, активность эта по-советски пафосна, временами смешна из-за очевидной наивности — ста­ромодности способов и средств выражения, но при этом по-детски трогатель­на. Конечно, если любовь к своему земляку не принимает такой откровенно фарсовый оборот, как на городской швейной фабрике, где съемочной груп­пе с гордостью демонстрируют коллекцию бикини, разработанных модельерами к юбилею полета Гагарина. С другой стороны — куда деваться: имя Гагарин — структурообразущий феномен, каковой уже вырвал из безвестности Богом забытый Гжатск, отмеченный в петровских лоциях как речной причал.

Когда бы фильм исчерпывался портретами вышеописанных персона­жей, можно было сказать, что он выдержан в жанре провинциальных анекдо­тов — аккурат по Пушкину: «полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных». «Гагаринленд» — много серьезнее, хотя и вызывает на просмотрах взрывы незлого смеха. За простодушными фигурами хранителей памяти, вписанными в пейзаж так же основательно, как монументы Гагарина, выри­совываются фигуранты нового поколения.

Внучатая племянница Гагарина Анна получила гражданство США, купила просторный дом в рассрочку на 30 лет. Руководят городом прагматики постпе­рестроечного призыва. Вице-мэр Александр Гринкевич ищет спонсоров для строительства туристско-рекреационного центра «Космоленд». Нужны чуть ли не миллиарды долларов. Может, в дело вложится некий солидный гражданин го­рода, такой, как начинающий медиамагнат Григорий Кораблев, президент ком­пании «Мобик К»? Подробностей не сообщается, но дело, по всему, поставле­но круто. Кораблев усиленно работает над своим имиджем: учит английский, бе­рет уроки танцев, держит спортивную форму — катается на роликовых лыжах по старой Смоленской дороге — той самой, по которой бежала из Москвы повер­женная армия Наполеона. Такому и карты в руки: родился в год полета Гагари­на, окончил школу имени Гагарина, а потом и Курский политех. Может, новое поколение гагаринцев удивит мир и все-таки построит «Космоленд», отгроха­ет высотную башню, а на ней — памятник земляку? Все будет — зашибись?





Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
18 фев, 2012 06:05 (UTC)
Режиссеру
Мне фильм понравился. Я, собственно, против, чтобы его показывали в Европе. А у нас - пожалуйста.
С.
(Анонимно)
18 фев, 2012 08:10 (UTC)
Про фильм
Сочувствую режиссеру - недоделанный блин давит на печень.
mavias
19 фев, 2012 13:08 (UTC)
Может быть, фильм "Гагаринленд" действительно оснащён "гоголевским" инструментарием сатирического показа действительности российской глубинки. Но это вовсе не является препятствием для показа этого фильма за границей. Ведь фильм не просто гиперболизировано показывает характеры, он поднимает проблему, свойственную не одной только России, но и большинству стран в которых развито общество потребления и весьма активна человеческая прослойка, спекулирующая на исторических именах своих прославленных земляков и подобных артефактах. И особенно страшно, когда чувством личной причастности к великому земляку наполнены люди, занимающие высокие социальные посты.
Автор фильма показал смешную и обаятельную сторону этой спекуляции, но так же проявилась и вредная сторона - процесс фетишизации и "размена" образа знаменитой личности - как всенародная любовь к своему герою может обернуться другой стороной и повредить не только историческому пониманию его значимости, но и исторической памяти в целом и даже благосостоянию государства. Ведь если невинные лубочные образы Гагарина в народной культуре еще работают на сохранение памяти о нём и об отечественной космонавтике, то проект "Космоленд" (наподобие Диснейленд), всерьёз продвигаемый руководством города - это уже опасно. Здесь не обойдется без участия Фостера и иже с ним, что не только в очередной раз нанесет удар по своеобразию российской архитектурной эстетики, но и создаст еще одну "черную дыру" в экономическом и демографическом состоянии России - площадку для привлечения инвестиций, иностранной рабочей силы и распила средств между чиновниками и другими махинаторами.
Как можно использовать "душу" Гагарина? А вот так. Похлеще чем Чичиков. А Марк Чепмен, например, просто взял и убил Джона Леннона, чтобы прославить себя. А Герострат поджег храм. Это всё одна проблема, далеко не местечковая. Это проблема паразитирования "маленького человека" на великих и Великом.
Спекуляция - и есть спекуляция, крайне вредная тенденция, как бы невинно и забавно она ни выглядела в своих простейших формах. Проблема, освещенная в фильме - общечеловеческая. Люди, подобные показанным в фильме, есть в каждой стране. Поэтому я не вижу причин, мешающим его показу за границей. Другой вопрос - чтобы его воспринять, заграничная публика должна быть достаточно эрудированна, интеллектуальна и чувствительна к пониманию подобных проблем.

У меня свой вопрос к автору: закладывал ли он в свой фильм похожий смысл?

Edited at 2012-02-20 12:19 (UTC)
doc_kino
20 фев, 2012 22:50 (UTC)
Ответ Владимира Козлова
"Может мой фильм никого не оставляет равнодушным, потому что смысл его многослойный.
Причем, я и сам толком не понимаю, что сделал. Но прошелся по живой проблеме, это точно.
Разумеется, использование имени Ю.Гагарина как бренда, основная тема фильма.
А также культ, доходящий до смешного, а местами - трогательного.
От них идут обертоны, не всегда мной контролируемые при съемках.
Часть материала выпала по тех.условиям - обыкновенное задувание микрофона на открытом ветренном пространстве.
Дело в том, что Гагаринленд, это название дачного поселка для москвичей рядом с городом Гагариным.
Раньше он задумывался на широкую ногу, с вертолетной площадкой, сетью биомагазинов, разборными домами из Финляндии от обыкновенного до дворца - по выбору...Но после кризиса, все стало много скромнее, да и комплекс строится не так быстро, как предполагалось.
И увы, эта существенная часть выпала по перечисленным причинам.
А так, в последнем комментарии, написано все верно.
Особенно любопытна мысль о Космосленде, как потенциальной экономической, эстетической - и другой - угрозе для этой части России.
Здесь пересекается прошлое, настоящее и будущее и есть над чем подумать".

Добавила Мила

Edited at 2012-02-20 22:51 (UTC)
katevaleri
29 мар, 2012 19:30 (UTC)
Обсуждение фильма "Гагаринленд"
Крайне трудно говорить о фильме не видя. Но да, город Гагарин живёт Гагариным. Многие горожане верят, что если бы Гагарин был жив, то всё в этом городе было бы лучше. Есть наивность и трогательность в таком отношении к своему герою, есть и обратная стороны медали, кстати, не спорю. Тут можно долго рассуждать о происходящем в нашей жизни и многое не нравится, но всё же про паразитирование - это громко сказано. Лично меня могут задеть только те моменты, когда, с одной стороны говорится о любви к своему герою, а с другой стороны делается что-то такое, что противоречит этому. Но люди очень хорошие и заслуживают доброго к себе отношения. А самое главное богатство города - люди. Если у режиссёра было достаточно любви, когда он снимал фильм, то люди не обидятся. :-) Привезите, покажите.
katevaleri
29 мар, 2012 19:34 (UTC)
Re: Обсуждение фильма "Гагаринленд"
И да, фамилия поэта - Чекусов.
gzhatsk
29 мар, 2012 12:29 (UTC)
А сделайте, пожалуйста, показ этого фильма в г. Гагарине.

P.S. Фамилия поэта Чекусов, а не Чекушев.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner